Amadeo Aldegaski

Четверо в лодке, не считая Шекспира

+10
У каждого настоящего театрального мэтра есть свой почерк, узнаваемый, яркий, со временем повторяющийся, словно клише, но изначально оригинальный. Иначе, создаваемый им продукт будет не штучным товаром, а ширпотребом. Роман Григорьевич Виктюк именно такой мэтр. Его пластические зарисовки, в которых жеманство и брутальность идут рука об руку с нарочитой театральностью и аскетичной сценографией когда-то взорвали театральную Москву. Со временем страсти поутихли, но некоторая провокационность осталась.

И вот в 2009 году Роман Виктюк замахнулся на «Вильяма, нашего, Шекспира» и поставил, как он сам выразился, «гормональную комедию» «R&J», адаптировав под себя повесть, которой нет печальнее на свете – «Ромео и Джульетта». Ходили слухи, что на самом деле это адаптация какого-то западноевропейского спектакля, наподобие того как у нас адаптируют мюзиклы, но насколько это верно, сказать трудно. Нам посчастливилось увидеть это творение спустя 8 лет, в ноябре 2017.

До этого мы лишь раз прикасались к творчеству маэстро, посмотрев «Реквием по Радамесу» с блистательными Аросьевой, Васильевой и Образцовой. Но в именном театре не бывали. Оказалось, даже здание «храма искусств» на Стромынке обращает на себя внимание, не меньше, чем личность самого режиссера. Яркий, святящийся в темноте кристалл, с огромными окнами витринами, впечатляющим залом и отсутствием сцены настраивает на нетривиальность предстоящего действа. И вот с ритмичным жужжанием опустились автоматические жалюзи, и оно началось.

Хорошо, что мы пришли подготовленными… Нет, не в смысле, что бегло перечитали великую трагедию, дело в том, что, готовясь к встрече с прекрасным, мы узнали, что разыгрывать пьесу будут четыре студента-моряка, которые, от нечего делать,совмещают спортивные игры с чтением классики. Если этого не знать, то все выглядит довольно странно.

Художник Владимир Боер разбросал по полу спортивные маты с фразами из пьесы, натянул над ними паруса-гамаки, развесил канаты и поставил школьные парты, создав, таким образом, и спортивный зал, и читальный, и корабль.

Четверо уже не очень молодых людей в тельняшках и парусиновых штанах медленно и плавно, подобно ленивым морским волнам, накатили на нас из темных уголков закулисья. Рассредоточившись по сцене, они сбросили с себя некоторую часть одежд, обнажая гладкую плоть, прикрытую у некоторых, лишь полосатыми плавками.

Один из них, подобрав томик Шекспира, монотонно, но на достаточно высокой ноте стал декламировать монолог Меркуцио о королеве Мод. Причем он не просто читал стоя или сидя, нет... Его практически обнаженное тело извивалось в немыслимымых позах, в которых он то и дело бесстыдно фиксировался, смущая зрителей первого ряда. Остальные трое заворожено застыли. После довольно утомительного по восприятию акробатического чтения, все моряки похватали книжки, стали распределять монологи, рыться в тексте, словно искать «следы сновидческой реальности, которой искушал их Меркуцио». Все это перемежалось лазанием по канатам и парусам, повторением на латыни одной и той же строки молитвы и прочими гимнастическими этюдами, которые так любит мэтр. Учитывая, что спектакль длился два с половиной часа без антракта – это было весьма утомительно, как для актеров, так и для нас - зрителей.

В кульминации двое мужчин – белокурый и темнокожий присвоили себе роли Ромео и Джульетты. Их чтение было уже похоже на молитву, и вероятно, должно вводить в гипноз. Действие неизбежно подходило к финалу. Трагическая развязка оказалась очень экспрессивной - Ромео, засунув голову между ножек парты, поднимал ее, словно деревянный капюшон или гроб, неистовствовал.  Игорь Неведров, озвучивающий монологи Джульетты, потный от физических нагрузок и драматизма момента довёл ситуацию до чистой абстракции. Когда все кончено парус, будто саван накрыл два тела...

Что хотел сказать режиссёр? Для чего выбрал такую необычную форму? Может было бы правильнее, грубее очертить контуры повествования, дав понять зрителю, кто перед ним. Заставив, героев от иронии и скепсиса, от легкого и, даже комедийного, восприятия шекспировских строк, пройти до высокого накала трагедии? Не знаю, это уже мое видение, безусловно далекое от видения Романа Григорьевича.

Что же увидели мы: четверо мясистых мужиков в полосатых трусах странными голосами читают выдержки из пьесы, занимаясь прилюдно физподготовкой. Получили ли мы удовольствие от этого? Увы нет, при том, что, столь близкий тактильный контакт между актёрами, возможно подразумевал скрытый гомосексуальный подтекст. Никогда ещё мы не видели такого большого количества зрителей, покидающих зал посреди спектакля. Только покидали они его не из-за гомосексуальных намёков, а из-за разочарования формой постановки. Но в зале были и восхищенные лица, и аплодисменты, особенно, когда вместе с запыхавшимися артистами вышел и сам мастер.

И всё же, спектакль оставляет чувство недоумения, чтобы удержаться и досмотреть до конца нужно либо очень сильно любить Шекспира, либо полуобнаженную мужскую плоть, либо авторский почерк маэстро Виктюка.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

12 комментариев

+1
Natafffka Офлайн 16 января 2018 18:17
Видела спектакль. Ходила с мужем. Ему категорически не понравилось, и мне тоже... Если б была без него, может восприняла по-другому...
+2
Сергей Греков Офлайн 18 января 2018 12:55
Вечная дилемма: нафталиновая классика скучна, ее приемчики набили оскомину, а модернизм и авангардизм пугают новизной и невнятками-непонятками.
Но я видел несколько спектаклей в Гоголь-центре: авангардных до изнеможения и мне, таки да -- понравилось! Кирилл Серебренников нашел какой-то свой путь между классикой в одних мизансценах и авангардом в других.
Как жаль, что ему сейчас не до авангарда...((
+1
Amadeo Aldegaski Офлайн 18 января 2018 21:33
Цитата: Сергей Греков
Вечная дилемма: нафталиновая классика скучна, ее приемчики набили оскомину, а модернизм и авангардизм пугают новизной и невнятками-непонятками.
Но я видел несколько спектаклей в Гоголь-центре: авангардных до изнеможения и мне, таки да -- понравилось! Кирилл Серебренников нашел какой-то свой путь между классикой в одних мизансценах и авангардом в других.
Как жаль, что ему сейчас не до авангарда...((

А мы вот не успели Серебренникова посмотреть(( Уверен там все интереснее, чем у скучного старичка РВ.
+2
Сергей Греков Офлайн 18 января 2018 22:14
Цитата: Amadeo Aldegaski
Цитата: Сергей Греков
Вечная дилемма: нафталиновая классика скучна, ее приемчики набили оскомину, а модернизм и авангардизм пугают новизной и невнятками-непонятками.
Но я видел несколько спектаклей в Гоголь-центре: авангардных до изнеможения и мне, таки да -- понравилось! Кирилл Серебренников нашел какой-то свой путь между классикой в одних мизансценах и авангардом в других.
Как жаль, что ему сейчас не до авангарда...((

А мы вот не успели Серебренникова посмотреть(( Уверен там все интереснее, чем у скучного старичка РВ.

Ну еще посмотрите! Рано Кирилла задвигать на полку! А Виктюк ищет новые пути, но в его спектаклях (для меня) "слишком много пудры".)
+3
Amadeo Aldegaski Офлайн 18 января 2018 22:21
Ой, ли...Ну, если этот бред с судами закончится, и он будкт здоров и адекватен, то может быть. Виктюк, судя по его состояниб, уже ничего не ищет. Вернее ищет: где вход, где выход...где туалет...
+2
Сергей Греков Офлайн 18 января 2018 22:27
Цитата: Amadeo Aldegaski
Ой, ли...Ну, если этот бред с судами закончится, и он будкт здоров и адекватен, то может быть. Виктюк, судя по его состояниб, уже ничего не ищет. Вернее ищет: где вход, где выход...где туалет...

Да закончится и, думаю, там наследили "коллеги по цеху", которым он как кость в горле -- ведь на его спектакли народ валом валит, а к ним и носа не кажет!
Не, Виктюк, судя по всему, еще что-то активно ищет, но вот что находит -- это вопрос!))
+3
Amadeo Aldegaski Офлайн 18 января 2018 22:31
Цитата: Сергей Греков
Цитата: Amadeo Aldegaski
Ой, ли...Ну, если этот бред с судами закончится, и он будкт здоров и адекватен, то может быть. Виктюк, судя по его состояниб, уже ничего не ищет. Вернее ищет: где вход, где выход...где туалет...

Да закончится и, думаю, там наследили "коллеги по цеху", которым он как кость в горле -- ведь на его спектакли народ валом валит, а к ним и носа не кажет!
Не, Виктюк, судя по всему, еще что-то активно ищет, но вот что находит -- это вопрос!))

Люблю оптимистов...люблю Грекова))))
+2
Сергей Греков Офлайн 18 января 2018 22:33
Цитата: Amadeo Aldegaski
Цитата: Сергей Греков
Цитата: Amadeo Aldegaski
Ой, ли...Ну, если этот бред с судами закончится, и он будкт здоров и адекватен, то может быть. Виктюк, судя по его состояниб, уже ничего не ищет. Вернее ищет: где вход, где выход...где туалет...

Да закончится и, думаю, там наследили "коллеги по цеху", которым он как кость в горле -- ведь на его спектакли народ валом валит, а к ним и носа не кажет!
Не, Виктюк, судя по всему, еще что-то активно ищет, но вот что находит -- это вопрос!))

Люблю оптимистов...люблю Грекова))))

Это я-то оптимист?? Да я просто Смертяшкин в своих стихах и Похоронкин в прозе...))
+3
Amadeo Aldegaski Офлайн 18 января 2018 22:52
Зато в уверенности в РВ и КС - Жизнин - Весняковский)))
0
Norfolk Офлайн 22 января 2018 10:00
Цитата: Сергей Греков
Вечная дилемма: нафталиновая классика скучна, ее приемчики набили оскомину, а модернизм и авангардизм пугают новизной и невнятками-непонятками.
Но я видел несколько спектаклей в Гоголь-центре: авангардных до изнеможения и мне, таки да -- понравилось! Кирилл Серебренников нашел какой-то свой путь между классикой в одних мизансценах и авангардом в других.
Как жаль, что ему сейчас не до авангарда...((

Я, к сожалению, не был там не на одном спектакле, но если бы ты написал рецензию на какой-то из его спектаклей, с удовольствием почитал бы. Мне не понятно, и интересно так ли он хорош как о нем говорят.

Цитата: Amadeo Aldegaski
Ой, ли...Ну, если этот бред с судами закончится, и он будкт здоров и адекватен, то может быть. Виктюк, судя по его состояниб, уже ничего не ищет. Вернее ищет: где вход, где выход...где туалет...

Да, там к сожалению уже возраст сказывается, у него большие проблемы со здоровьем.
--------------------
хороший рассказ должен заканчиваться раньше чем интерес к нему...
0
Алиса Офлайн 22 января 2018 10:08
Виктюк суперталант и мастер. Да, у него свой особый стиль, и я бы посоветовала воспринимать его спектакли как данность, не ища подтекстов.
0
Сергей Греков Офлайн 22 января 2018 11:02
Цитата: Алиса
Виктюк суперталант и мастер. Да, у него свой особый стиль, и я бы посоветовала воспринимать его спектакли как данность, не ища подтекстов.

Думаю, как раз у Виктюка важен подтекст! Он, впрочем, важен у любого мастера.