О социальной проблематике в квир-литературе

+ -
+21
Сетевая проза очень многообразна. Но в последнее время новинки на тему современной жизни ЛГБТ+ встречались крайне редко. Почему, подумали мы. Возможно, это была дань моде или читательским запросам, а в ближайшее время что-то изменится, особенно на фоне бурлящей политической жизни. Поэтому мы решили обратится к авторам, с вопросом о социальной проблематике в квир-литературе. Некоторые из ответивших авторов в своём творчестве тяготеют к "иным мирам", поэтому нам было особенно интересно узнать захотят ли они написать историю в реальном времени. 

Наш вопрос был сформулирован следующим образом.

В последнее время писать на социальные темы в ЛГБТ-среде было не принято. Большинство авторов обходили эту сторону, считая, что говорить о тяжести современной жизни не их конёк. Куда интереснее творить сказочное или полусказочное пространство, да и читатели такое охотнее принимают. Хотелось бы узнать, насколько авторам близка тема реальной жизни человека из сексуальных меньшинств. Чувствуют ли они себя в силах написать не просто рассказ или повесть о трудностях взаимоотношений, а рассказать цепляющую, возможно где-то страшную историю с поучительным финалом?

Приводим ответы Максимилиана Уварова, Не-Сергея, Таэль Рикке, СатоЯ-Сама, Урфина Джюса, Эдуарда Семагина, Amadeo Aldegaski, и, приглашаем авторов и читателей принять участие в обсуждении этого вопроса в комментариях к данной статье. 

Максимилиан Уваров
Если говорить честно, то для меня гей тема, или слеш, как еще ее называют, не главное в творчестве. Пишу в этом стиле только в угоду читателям. К своему большому сожалению заметил, что рассказы в жанре джен (то есть без любовной темы), или гет (с традиционно сексуально настроенными персонажами) читают гораздо меньше. Что касается описания гей темы в стиле реал, тот тут у меня большие проблемы. Моя фантазия в реальном мире выдает полную чушь. Сюжеты стандартные и заезженные до оскомины. Неразделенная любовь к натуралу, непонимание со стороны родных и друзей, душевные переживания из-за того, что ты не такой как все. Все это уже писано и переписано. Единственное, что у меня получалось сносно, так это писать про себя. Но и тут проблема: я прожил еще не очень долгую жизнь, чтобы писать длинные мемуары. Вот в связи со всем этим я помещаю своих героев в фантастические или сказочные обстоятельства. Поверьте, им там намного комфортнее, чем в реальном мире. Да и мне, если честно тоже…

Не-Сергей
Я полагаю, не стоит путать жанры. Одно дело - любовный роман, совсем другое - социальная драма. Кто-то находит себя в романтике и даёт читателю возможность ускользнуть из реала. А кому-то необходимо воззвать к глубинным и тщательно избегаемым темам, намеренно вызывая у читателя чувство дискомфорта. 
Я чувствую себя в силах написать что угодно, при определённой доле упорства и наглости. Но лично мне не интересны пока такие эксперименты с сознанием читателя, потому что и читать подобное я не люблю. С детства люблю фантастику, потому мой выбор - любовный роман с постебушками. Но зарекаться не стану, если появится достаточно вкусный сюжет, могу передумать.

Таэль Рикке
Насколько близка? Знаете, одно время, когда бал написан "Фантазм" и писался ВЦиС, еще был жив мой днев, мне приходили много отзывов в том числе от некоторых парней-геев. Самые разные. Один помню высказался относительно "ледяного принца", что тоже был в похожей ситуации с домогательствами. С другим мы переписывались довольно долго, обо всем на свете в том числе о книгах, о семье, о работе, можно сказать стали друзьями по переписке. Это общение постепенно сошло на нет, но по причинам не относящимся к сексу и предпочтениям, просто то одно, то другое, так бывает и с друзьями в реале, просто какие-то обстоятельства... А еще помню курьезный случай, - то же писал мне один мальчеГ) и как-то ночью утешала я его до 3 часов, весь вечер, по поводу ссоры с его парнем) А потом оказалось, что парней у него вообще-то 3: один для души и с ним-то он и поссорился, 2й папик ради денег, а с 3м просто секс хороший))) Сталкивалась с геями и по работе (я юрист-уголовник), причем случаи были не побои какие-небудь из-за нетерпимости, нет, самые банальные - ограбили хулиганы в парке или наоборот он сам украл у любовника. Один, например, продал золото своего сожителя, а другой мошенничал в магазине, где работал... Т.е. проблему у них были явно не из-за ориентации.
Лишь одно дело за мою практику на прямую касалось секса - там потерпевший был мужской вариант Шурыгиной, налакался на вечеринке, перетрахался со всем что стояло, а потом его дескать изнасиловали. Поэтому я разделяю высказывание одного из свидетелей, что "бля*ь - это склад характера, а не половая принадлежность". 
Еще была неприятная история, когда подружке моей один красавчик долго и упорно пудрил мозги, а потом все же признался, что он гей и с ней он встречался рази ширмы для родных. 
То есть я сталкивалась с геями и как писатель, и в обычной жизни и все они были разными, совершенно обычными людьми. Поэтому я не вижу, нет в моем опыте такой вот острой именно гомосексуальной проблематики, которая хватила бы за сердце и заставила взяться за перо. Я ведь к своим текстам отношусь по большому счету как к обычным любовным романам, стараясь взять читателя в первую очередь необычным антуражем или стилем, интригой или фентезийностью, а не пейрингом м+м. 
А вообще я человек порыва, вдохновения. Нет такого толчка, наваждения как когда мне год снились танцы Амани или влюбленные Ванечка с Кощеем - я и не пишу ничего, не могу. Так что вряд ли смогу выдать социально-бытовую драму о буднях современного гея. 

СатоЯ-Сама
Я живу в маленьком провинциальном городе, менталитет которого так же суров, как и климат. У нас с ЭТИМ делом туго. Не принимается и не афишируется. Однако, дать гарантию что представителей ЛГБТ сообщества у нас нет тоже не могу. Есть наверно, как и везде. Среди знакомых тоже не имею таких. Однако, если кто-то расскажет мне вкратце или подаст идею, основанную на реальных событиях, могу взяться написать. Я такие идеи хватаю и развиваю легко. главное дать мне пищу, а дальше разовью. И сюжет вам будет и драма и поучительный конец! Только ошибки сами будете проверять. ;)))

Урфин Джюс
Давайте поговорим о литературе в целом? Каждый автор со временем начинает тяготеть к определенному жанру. Кто-то сочиняет романтические истории, кто-то сатирические, кто-то уходит в мир фэнтези...Очень много хороших авторов вообще пишут в рамках исключительно фэндомов, а кто-то находит себя именно в социальных темах. Это как раз таки норма, человек реализует себя там, где ему интересно. И у меня к вам вопрос почему если социальная тема, то обязательно страшная и с поучительным концом? Поверьте, в нашей обычной жизни не столько много чернухи, сколько об этом нафантазировали.

Эдуард Семагин
Я считаю, что интерес к реальности угаснуть не может, потому как именно социально-бытовая тематика резонирует с внутренним «я» читателя максимально. Другое дело, что чаще всего произведения подобной направленности выходят в мрачных тонах, присущих повседневности. И читатель этого жанра более привередлив, он ищет в произведениях нечто такое, чего не может увидеть в своей обычной жизни. И завоевать такого читателя сложнее, ведь необходимо показать ему его же собственный мир, но так, чтобы не вызвать скуку. Чтобы увидеть скучную жизнь – он может просто оглянуться по сторонам. Все это требует от авторов огромных затрат сил и ресурсов. 
Неудивительно, что авторы ищут пути отступления, сбегая в выдуманные миры. Я и сам периодически переключаюсь на другие жанры – на фантастику, сейчас на киберпанк. Но писать от души и для души могу только в жанре «повседневность». 
Мой последний роман «Вселенная Эда. Эпизоды» задумывался как приземленная история (не лишенная, разумеется, авторского вымысла и допущений), которая отлично впишется в социально-бытовую нишу. Мне хочется верить, что удалось.

Amadeo Aldegaski
Я много раз думал над этой темой: человек и власть, гей и власть, гей в современном российском обществе. Вообще история взаимоотношений человека и общества, рамки, которое оно накладывает, вернее, в которые загоняет, сужая и без того тесный мирок маленького человека до размеров тюремной камеры. Несвобода, порождающая демонов. Демоны, порождающие несвободу. Вообщем, все так уныло, что нужен не просто талант, а литературный гений, чтобы как вы говорите создать цепляющую историю и при этом сохранить собственный рассудок)

Форма добавления комментария

автору будет приятно узнать мнение о его публикации.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

42 комментария

+ -
+10
Сергей Греков Офлайн 24 декабря 2018 14:51
"...почему если социальная тема, то обязательно страшная и с поучительным концом? Поверьте, в нашей обычной жизни не столько много чернухи, сколько об этом нафантазировали."

Мне хочется согласиться с уважаемым Урфином: драматизма в ЛГБТ-произведениях на социальную тему достаточно много. И далеко не каждый читатель захочет в очередной раз изучать "чернуху", -- многим хочется "развлекалова". С другой стороны, и писать что-то заведомо малоинтересное широкой аудитории хотят далеко не все авторы: ведь приходится концентрировать те неприятные гримасы гей-быта, которые в обычной жизни все-таки разбавлены и чем-то хорошим. Сужу по статистике прочтений своей трилогии "Люби меня как я тебя": первая, "курортная", часть идет у читателя легко и вызывает положительные эмоции, а вот вторая, где описывается столкновение ГГ с органами правопорядка, пользуется куда меньшей популярностью: ну не очень хотят про это читать.
Однако, если все время уводить читателя в мир фантастических грез и эротических видений, пишущая гей-братия так никогда толком и не объяснит остальной части населения ни каково быть геем в гомофобном обществе, ни почему геи требуют для себя гражданских прав, все еще недостаточно щедро предоставляемых государством, ни почему, наконец, надо уничтожить все стигмы, преследующие жизнь практически каждого гея. Это, думаю, долгий и сложный процесс и тут как раз "социалка" и должна сыграть свою положительную роль! А уж КАК ее преподносить, -- тема отдельной дискуссии.
+ -
+3
Psychopsis Офлайн 24 декабря 2018 15:24
Как читатель я не очень люблю страшные, тяжелые в эмоциональном плане истории. К общему прочитанному материалу процентов 10-20 занимают тяжелые истории. С ними эмоционально выгораешь сам и читать 100 % таких историй нельзя, сгоришь в эмоциях и долго себя собирать нужно. Очень люблю путешествовать по авторским мирам. Городское фэнтези никогда не читала, но нарвалась на О.Рогозин «Тринадцатый отдел» и просто улетела в хорошем смысле. Даже искать стала, чтобы еще почитать в этом направлении.
P.S. Я вообще это к тому, что может не стоит всем сразу писать суровую реальность. Нужно писать в гармонии с собой. Искру и кусочек души автора в произведении всегда можно услышать.
З.Ы. Тема реальной жизни человека из сексуальных меньшинств мне в реальности незнакома, только по Вашим произведениям дорогие авторы. Пишите, а мы почитаем, спасибо.
+ -
+4
Константин Norfolk Офлайн 24 декабря 2018 16:04
Цитата: Сергей Греков
Однако, если все время уводить читателя в мир фантастических грез и эротических видений, пишущая гей-братия так никогда толком и не объяснит остальной части населения ни каково быть геем в гомофобном обществе, ни почему геи требуют для себя гражданских прав

Сергей, тебе на это могут ответить, что пишущей гей-братии, глубоко фиолетова тема каких-то там прав и в основном гей-тематика, это всего лишь красивая форма-обёртка для того, чтобы облекать любое своё творчество.
Меня заинтересовал ответ Таэль Рикке, которая как оказалось имеет доступ к таким темам, которые как она, видимо, считает ничего из себя не представляют, а на самом деле они настолько специфичны, что так и хочется её попросить описать эти истории на бумаге.
--------------------
хороший рассказ должен заканчиваться раньше чем интерес к нему...
+ -
+4
Emma York Офлайн 24 декабря 2018 16:20
Не скрою, очень интригующе читать мнения авторов, которые вдруг начинают раскрываться совсем с другой стороны. И спасибо им за ответы. Но, если резюмировать сказанное, основной ответ звучит так: "Я могу, но мне не интересно, мне не хочется, и я не знаю никаких проблем". Что это равнодушие или наша гонка в колесе, когда не хватает времени остановится и оглядеться вокруг? Когда мы стараемся абстрагироваться от окружающей действительности, и как сказал Семагин, сбежать в выдуманные миры? Грустно.
+ -
+4
Валери Нортон Офлайн 24 декабря 2018 18:03
Мне пока еще не доводилось сталкиваться с такими вещами непосредственно. Я имею ввиду проблемы и особенности жизни человека, являющего представителем сексуального меньшинства. У некоторых друзей есть знакомые, мне что-то рассказывают про них - но это не истории для текстов. То, что написано мною - это плод воображения, плюс кое-что личное, о себе, и множество образов, взятых из повседневной жизни, увиденных картинок. Однако же, попадись мне реальная жизненная история - я бы конечно ее записала, постаралась бы облечь в литературную форму.
--------------------
Работай над собой. Жизнь самая главная повесть.
+ -
+8
Сергей Греков Офлайн 24 декабря 2018 18:28
Тут, думаю. следует еще заметить, что если гей умеет вовремя сказать себе "стоп" и не лезть на рожон (исключительные ситуации я не рассматриваю, хотя именно они обычно кладутся в основу соц-гей-сюжетов), не провоцировать и эпатировать, то он вряд ли столкнется с категорической обструкцией и агрессивной гомофобией (большинству ведь, по большому счету, на все эти "перверсии" плевать, если они напрямую большинства не касаются). Кроме того, многим геям вовсе не так нужны и пресловутые "права" и не зря появилась эта шутка:
"Позвольте геям жениться: пусть страдают, как все остальные люди"!))
Так что социальная тема, конечно, ищет своего читателя довольно мучительно, поскольку не так много тех, кому она близка. Даже среди геев.
+ -
+11
Марик Войцех Офлайн 24 декабря 2018 18:31
А я вообще не склонен отделять квир-человека от Человека. Социально-бытовой реализм - тема интересная, не раз затронутая. Я тоже с него начинал, им нынче и апеллирую. Насколько успешно - дело десятое. Речь не обо мне, а о литературе.
Тем не менее, считаю, что есть смысл писать только о том, что в тебе самом резонирует. Лёгкую литературу для развлекалова не люблю, считаю её тратой драгоценного времени. Любая литра должна "биться" в тебе, прошибать, радовать и удручать одновременно. После хорошей книги обычно остаются внутри смешанные чувства, порой такие, что не совсем ясно, куда их классифицировать. Всё, что заставляет читателя специально сесть в тихой комнате и читать - это литература. А вся эта "я почитаю в метро" галиматья канет в бездну забытья. Так что писать о современных реалиях необходимо, иначе о нашей эпохе у будущих поколений может сложиться мнение, как об эпохе "примитивного потребления и технократического отношения к человеку". А этого... ой как не хотелось бы!
+ -
+11
Дина Березовская Онлайн 24 декабря 2018 18:42
Если бы у меня была хоть капелька этого редкого таланта, я бы писала детские книжки на лгбт-тематику. Забавные, грустные и узнаваемые истории, о самых обычных буднях самых обычных семей с одноподыми родителями, об их горестях, радостях, друзьях и приключениях)
Я понимаю, что в российском реальном и интернет-пространстве размещать и читать такие истории совершенно невозможно, табу! Но как же они нужны, необходимы, как воздух!!
Это была бы лучшая социальная лгбт-литература, если б она вырастила поколение, напрочь лишённое стигм и предубеждений, которое видело бы в однополых отношениях обычной рутину - не восторги и не трагедии, а просто жизнь...)
+ -
+7
Урфин Джюс Онлайн 24 декабря 2018 19:08
Цитата: Сергей Греков
"...почему если социальная тема, то обязательно страшная и с поучительным концом? Поверьте, в нашей обычной жизни не столько много чернухи, сколько об этом нафантазировали."

Мне хочется согласиться с уважаемым Урфином: драматизма в ЛГБТ-произведениях на социальную тему достаточно много. И далеко не каждый читатель захочет в очередной раз изучать "чернуху", -- многим хочется "развлекалова". С другой стороны, и писать что-то заведомо малоинтересное широкой аудитории хотят далеко не все авторы: ведь приходится концентрировать те неприятные гримасы гей-быта, которые в обычной жизни все-таки разбавлены и чем-то хорошим. Сужу по статистике прочтений своей трилогии "Люби меня как я тебя": первая, "курортная", часть идет у читателя легко и вызывает положительные эмоции, а вот вторая, где описывается столкновение ГГ с органами правопорядка, пользуется куда меньшей популярностью: ну не очень хотят про это читать.
Однако, если все время уводить читателя в мир фантастических грез и эротических видений, пишущая гей-братия так никогда толком и не объяснит остальной части населения ни каково быть геем в гомофобном обществе, ни почему геи требуют для себя гражданских прав, все еще недостаточно щедро предоставляемых государством, ни почему, наконец, надо уничтожить все стигмы, преследующие жизнь практически каждого гея. Это, думаю, долгий и сложный процесс и тут как раз "социалка" и должна сыграть свою положительную роль! А уж КАК ее преподносить, -- тема отдельной дискуссии.

Согласен вопрос о том, как рассказать о проблемах с которыми мы все сталкиваемся, очень интересен. Поэтому я думаю, что не стоит "выжимать" из себя "социалку" . У каждого из нас есть время, когда вопросы к себе, важнее вопросов к обществу и наоборот.
--------------------
Урфин
+ -
0
IN Movies Офлайн 24 декабря 2018 21:35
Социалку писать сложно. Здесь нужно найти идею, которая бы зацепила. А таких идей мало. Вот о чем тут писать?
--------------------
Понять и простить
+ -
+4
Emma York Офлайн 24 декабря 2018 21:49
Цитата: IN Movies
Социалку писать сложно. Здесь нужно найти идею, которая бы зацепила. А таких идей мало. Вот о чем тут писать?

Например, написать о преследовании геев в Чечне, рассказать какую-нибудь историю, рассказанную очевидцами событий, они сейчас стали просачиваться в сеть, но рассказать не репортажным языком, а литературным с проникновением в характеры героев. Ссылка для примера, вторая ссылка для примера.
+ -
+3
Redactione Офлайн 24 декабря 2018 22:06
Транслируем комментарии из нашей группы вконтакте
Цитата: Алевтина Хазова
Вот ни разу не автор, я - читатель. Причём, как пишет один из авторов, дающих интервью - живу в маленьком провинциальном городке и, в силу тех же самых причин, с гей-тематикой в реале не встречалась. Могу судить только по прочитанной литературе. А вот тут для меня первична читабельность. И в этом свете, мне кажется, неверно делить гей-литературу, как впрочем, и всякую другую, по жанрам. С удовольствием читаю любые жанры, если произведения хорошо написаны - и сказки Не-Сергея, и "Тригею" Тиля, и "Люби меня..." Грекова. Хотя... зачастую, в любом произведении эти жанры перемешаны. Вот Сергей говорит о том, что вторую часть его "Люби меня" читают менее охотно, чем первую. Ерунда! Если читателю нравится, как пишет автор, то ему интересно и всё, о чём он пишет. Я, например, с удовольствием и сопереживанием читала все части. Ну, а в остальном, я с мнением Грекова
абсолютно согласна.
+ -
+7
Дина Березовская Онлайн 24 декабря 2018 22:26
Цитата: Emma York
Например, написать о преследовании геев в Чечне, рассказать какую-нибудь историю, рассказанную очевидцами событий, они сейчас стали просачиваться в сеть, но рассказать не репортажным языком, а литературным с проникновением в характеры героев.

Всё же для того, чтобы история о Чечне получилась живой и достоверной, не достаточно художественного переложения рассказов, просочившихся из интернета. Нужно быть в материале, знать множество деталей, местных реалий, иначе получится не социальная проза, а "развесистая клюква".
Хотя тема Чечни необычайно остра, социальный заказ сам по себе не создаст хорошей социальной прозы. Автору лучше ориентироваться на тот жизненный пласт, который он может пропустить через себя, тогда даже рассказ о ежедневной рутине будет эмоционально бить в цель.
+ -
+10
Илья Офлайн 24 декабря 2018 22:53
Представляется, что "социальная проблематика" сейчас меньше накалена потому, что меньшинства просто спрятались в интернет. Интернет стал доступен в каждой глубинке. Но, честно говоря, очень удивлён, что хорошие авторы больше пишут сладкие истории и тематические фэнтези.
Наверное, в столицах и за границей есть счастливые геи, для которых какие-то условия созданы, в провинции, только интернет - единственная отдушина. Нет тем, нет историй, - не поверю! В провинции не так уж много представителей секс меньшинств доживших до старости, в основном "статусные", зато умерших молодыми, совсем ещё пацанами- предостаточно, а живущие, чаще всего, живут "не своей жизнью". Не знаю, может быть и не хотят читать минорные истории но, у таких историй есть свой читатель! Как можно не писать о том, что происходит рядом?
--------------------
Всех целую!
+ -
+7
Сергей Греков Офлайн 24 декабря 2018 23:04
Цитата: Илья
Представляется, что "социальная проблематика" сейчас меньше накалена потому, что меньшинства просто спрятались в интернет. Интернет стал доступен в каждой глубинке. Но, честно говоря, очень удивлён, что хорошие авторы больше пишут сладкие истории и тематические фэнтези.
Наверное, в столицах и за границей есть счастливые геи, для которых какие-то условия созданы, в провинции, только интернет - единственная отдушина. Нет тем, нет историй, - не поверю! В провинции не так уж много представителей секс меньшинств доживших до старости, в основном "статусные", зато умерших молодыми, - предостаточно, а живущие, чаще всего, живут "не своей жизнью". Не знаю, может быть и не хотят читать минорные истории но, у таких историй есть свой читатель! Как можно не писать о том, что происходит рядом?

Илья, лично мне как раз интересно писать именно социалку -- то, что я хорошо знаю и пережил сам. И вовсе необязательно это должно быть про кошмары, не из них одних, действительно, состоит жизнь (слава те!)
Но тут была высказана здравая мысль: писать надо, презде всего, то, что хочется написать, и то, где ты чувствуешь себя более-менее уверенно (ну, типа, что можешь!)
Так что пусть цветут все цветы: и социалка, и фэнтази, и фантастика, и фанфики, и эротика. Кто в чем силен -- пусть про то и пишет! Ну и по настрою, конечно.
Меня как раз сейчас очень привлекла именно тема "не своей жизни". Думаю. это все более актуальным становится, несмотря на отмену УК статьи: страх как-то проявить себя свободно остался и в провинции (ай, да везде!!) цветет пышным цветом!(((
Бог даст, что-то да напишу...
+ -
+2
Дина Березовская Онлайн 24 декабря 2018 23:21
Цитата: Сергей Греков
Илья, лично мне как раз интересно писать именно социалку -- то, что я хорошо знаю и пережил сам. И вовсе необязательно это должно быть про кошмары, не из них одних, действительно, состоит жизнь (слава те!)

Хотела бы добавить, по своему скромному опыту, что и писать прямо из того, что хорошо знаешь и пережил, из сиюминутного сумбура эмоций невозможно - нужно отстраниться, нужна дистанция.
Может, поэтому писать социалку так сложно - трудно одновременно быть и внутри, и снаружи)
+ -
+4
IN Movies Офлайн 24 декабря 2018 23:21
Цитата: Дина Березовская
Цитата: Emma York
Например, написать о преследовании геев в Чечне, рассказать какую-нибудь историю, рассказанную очевидцами событий, они сейчас стали просачиваться в сеть, но рассказать не репортажным языком, а литературным с проникновением в характеры героев.

Всё же для того, чтобы история о Чечне получилась живой и достоверной, не достаточно художественного переложения рассказов, просочившихся из интернета. Нужно быть в материале, знать множество деталей, местных реалий, иначе получится не социальная проза, а "развесистая клюква".
Хотя тема Чечни необычайно остра, социальный заказ сам по себе не создаст хорошей социальной прозы. Автору лучше ориентироваться на тот жизненный пласт, который он может пропустить через себя, тогда даже рассказ о ежедневной рутине будет эмоционально бить в цель.


Сомневаюсь, что рутина будет бить в цель. Социальная проза - всегда конфликт личного и общественного. Правда, я не совсем понимаю, почему зацепились за Чечню, когда есть такие страны, как Узбекистан, где в уголовном кодексе присутствует статья "Мужеложество". И там пытки и издевательства над ЛГБТ+ разрешены на государственном уровне. А чтобы не получилась "развесистая клюква" - работать надо. Искать, изучать материал. Потратить много сил и времени. Провести свое журналистское расследование. Мне этим и нравятся такие работы, что ты не просто пишешь, а постоянно узнаешь что-то новое. Долго и кропотливо. Это сложно, но очень интересно.
--------------------
Понять и простить
+ -
+4
Илья Офлайн 24 декабря 2018 23:28
Цитата: Сергей Греков
Илья, лично мне как раз интересно писать именно социалку -- то, что я хорошо знаю и пережил сам. И вовсе необязательно это должно быть про кошмары, не из них одних, действительно, состоит жизнь (слава те!)
Но тут была высказана здравая мысль: писать надо, презде всего, то, что хочется написать, и то, где ты чувствуешь себя более-менее уверенно (ну, типа, что можешь!)
Так что пусть цветут все цветы: и социалка, и фэнтази, и фантастика, и фанфики, и эротика. Кто в чем силен -- пусть про то и пишет! Ну и по настрою, конечно.
Меня как раз сейчас очень привлекла именно тема "не своей жизни". Думаю. это все более актуальным становится, несмотря на отмену УК статьи: страх как-то проявить себя свободно остался и в провинции (ай, да везде!!) цветет пышным цветом!(((
Бог даст, что-то да напишу...



Спасибо Сергей! Безусловно, каждый пишет то, что хочет, что лучше чувствует, о чём может сказать наиболее ярко. Безусловно, "социалка" не из одних кошмаров, всё по-разному но, по моим ощущениям (что вижу, о ком знаю и пр.) больше темные тона. Может и не взялся бы ничего записывать , если бы всё не было столь остро.
Пишите! А то, после "романтических историй" такие розовые грёзы, аж, слезу прошибает от умиления и думаешь, - бывает же так!)
--------------------
Всех целую!
+ -
+1
Дина Березовская Онлайн 24 декабря 2018 23:41
Цитата: IN Movies
Сомневаюсь, что рутина будет бить в цель. Социальная проза - всегда конфликт личного и общественного.

Конфликт личного и общественного происходит каждый день, внутри самой заурядной рутины и повседневности.
И показать этот "трагизм без трагедии" - это высший пилотаж социальной прозы, как мне кажется. Чехов, а не Достоевский))
+ -
+4
Ричард Офлайн 24 декабря 2018 23:45
Скажу как читатель. Среди слэшерок полно женщин, видевших геев только по телеку. Но среди них встречаются не просто таланты, а настоящие самородки. Ой, да те же фентезийные стори... Да, не спорю, писать надо о том, что знаешь, что хорошо знаешь, но ведь хорошо получается и без этого?! И спасибо за ответы, это интересно. Очень.
+ -
+7
Илья Офлайн 24 декабря 2018 23:59
Цитата: Сергей Греков
Тут, думаю. следует еще заметить, что если гей умеет вовремя сказать себе "стоп" и не лезть на рожон (исключительные ситуации я не рассматриваю, хотя именно они обычно кладутся в основу соц-гей-сюжетов), не провоцировать и эпатировать, то он вряд ли столкнется с категорической обструкцией и агрессивной гомофобией (большинству ведь, по большому счету, на все эти "перверсии" плевать, если они напрямую большинства не касаются). Кроме того, многим геям вовсе не так нужны и пресловутые "права" и не зря появилась эта шутка:
"Позвольте геям жениться: пусть страдают, как все остальные люди"!))
Так что социальная тема, конечно, ищет своего читателя довольно мучительно, поскольку не так много тех, кому она близка. Даже среди геев.


Бывает, что гей просто устаёт "говорить себе "стоп". Эпатаж и провокация, это - со стороны. Для гея должна быть хоть какая-то отдушина, где он может быть самим собой, как любой человек. А если это достаточно юный гей, то "стоп-кран" у него ещё не фиксируется.) Хорошо если есть где и с кем можно пообщаться. А если нет, остаётся "социальная литература", в которой, "такие, как я".
--------------------
Всех целую!
+ -
0
IN Movies Офлайн 25 декабря 2018 01:07
Цитата: Дина Березовская
Цитата: IN Movies
Сомневаюсь, что рутина будет бить в цель. Социальная проза - всегда конфликт личного и общественного.

Конфликт личного и общественного происходит каждый день, внутри самой заурядной рутины и повседневности.
И показать этот "трагизм без трагедии" - это высший пилотаж социальной прозы, как мне кажется. Чехов, а не Достоевский))

Нет, а почему сразу трагизм? И почему сразу трагедия? Можно же показать конфликт без трагедий и трагизмов. Поставить задачу - описать социальную проблему и то, как я хочу, чтобы она решилась. И пусть работа несет позитив. Возможно, такая подача будет куда более полезной, чем описание ужасов и пыток.
--------------------
Понять и простить
+ -
+8
Владимир Офлайн 25 декабря 2018 10:14
Завалялись в кармашке 7,5 копеек - вложусь в общее дело. Как говорится - много читал, думал... и придумал. Социально-бытовая тематика в ЛГБТ-литературе - дело не то, чтоб провальное, но весьма специфическое, даже в сравнении с литературой, не имеющей столь остро-половой направленности. И связано это, прежде всего, не с тем, что бытовые истории не интересны, а с тем КОМУ они интересны. Несмотря на то, что четко идентифицирую себя как гея, я обладаю высоким уровнем внутренней гомофобии и считаю (камушки, камушки покруглее выбирайте, без острых граней - больно же!), что отклонений в сознании среднестатистического гея гораздо больше, чем натурала. Развитие социально-половой ориентированности большинства из нас застревает в подростковом периоде из-за невозможности свободного самовыражения. Далее уместно гневно обрушиться на общество и правительство с их гомофобскими настроениями, однако я знаю людей, спокойно принявших свою особенность и в нашем, не самом толерантном, обществе нормально развившихся, нашедших свою нишу, круг общения (не только тематический), работу и т.д. Психологические подростки (этакие невзрослеющие Питеры Пэны), постоянно недовольные внутренним миром, проецируют своё недовольство вовне и постоянно воюют с "ветряными мельницами", получая, естественно, негативную реакцию общества и относя её к проявлениям гомофобии. В литературе они (причём как читатели, так и писатели) ищут отдушину для своего негативизма, интересуясь странно пограничной тематикой, щекочущей нервы, например, бандитской темой, садистами-извращенцами, безумной любовью, похожей на сумасшествие и т.д. Простая бытовуха (учитывая эскапистские настроения) скучна уже просто по определению, - хочется писать и читать пронзительно романтические истории ("о несчастных, и счастливых, о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви"). В таких условиях популярность литературы реализма не будет слишком уж высокой, тем более, что квалификация писателей бытовой направленности должна быть несравненно выше, чем у романтиков, и подтверждения этому мы видим в классической литературе. Резюмирую (а то в третьем ряду уже зевают): хорошая бытовая литература на гей-тематику будет появляться и дальше, будет её немного и (как и в другой литературе) половая тема в ней не будет превалирующей. Количество и качество произведений данной направленности будет хорошим показателем социально-полового развития ЛГБТ-сообщества :Р
+ -
+5
Сергей Греков Офлайн 25 декабря 2018 10:38
Меня очень заинтересовало замечание о "питерпенности" геев!) Тем более, что Питер Пен -- вовсе не такой уж положительный герой сказки, если вдуматься!
+ -
+3
Владимир Офлайн 25 декабря 2018 11:04
Цитата: Сергей Греков
Меня очень заинтересовало замечание о "питерпенности" геев!) Тем более, что Питер Пен -- вовсе не такой уж положительный герой сказки, если вдуматься!

А чего тут вдумываться? Сам Барри, по-моему, относился к нему не очень позитивно.
+ -
+9
Миша Сергеев Офлайн 25 декабря 2018 12:57
Привет, друзья! Таки разговорил меня Норфолк после долгой паузы. Поэтому первым желанием было изложить развернутое мнение в 17-ти томах. Но, исходя из человеколюбия, ограничусь тезисами:
-квир-герои (реальные или вымышленные) живут в социуме (реальном или додуманном),поэтому и полностью уйти от социальной тематики в текстах практически невозможно (в том числе, и в фэнтези);
- глубина погружения диктуется образами героев и предпочтениями авторов. Лично я предпочитаю сатиру, затрагивающую социальные проблемы;
- повторяю свой тезис, уже у некоторых навязший на зубах-ориентироваться на мнение читателей автор не должен-"это читают/читателю интересно, а это не читают, патамушта...".Только талант/способности и честность перед собой. Если, конечно, целью не является создание "марининщины-коэльщины". Но это уже не литература, а маркетинг.
+ -
+1
Константин Norfolk Офлайн 25 декабря 2018 14:08
Цитата: Владимир
Психологические подростки (этакие невзрослеющие Питеры Пэны), постоянно недовольные внутренним миром, проецируют своё недовольство вовне и постоянно воюют с "ветряными мельницами", получая, естественно, негативную реакцию общества и относя её к проявлениям гомофобии. В литературе они (причём как читатели, так и писатели) ищут отдушину для своего негативизма, интересуясь странно пограничной тематикой

Владимир, я правильно вас понял, вы считаете, что социальная тематика интересна только "невзрослеющим Питэрам Пэнам"?

Цитата: Миша Сергеев

- глубина погружения диктуется образами героев и предпочтениями авторов. Лично я предпочитаю сатиру, затрагивающую социальные проблемы;

Миша, а можно и нужно ли чтобы эта глубина погружения была больше?
--------------------
хороший рассказ должен заканчиваться раньше чем интерес к нему...
+ -
+3
Миша Сергеев Офлайн 25 декабря 2018 15:24
Норфолк, это решает сам автор. У любого, пишущего не на продажу, есть чувство точки.
+ -
+3
Владимир Офлайн 25 декабря 2018 16:33
Цитата: Константин Norfolk

Владимир, я правильно вас понял, вы считаете, что социальная тематика интересна только "невзрослеющим Питэрам Пэнам"?

Как раз наоборот, я полагаю, что невзрослеющие Питеры Пэны, убегая от реальности, более склонны к фантазиям (в том числе и жестоким), которые вряд ли можно отнести к социальной (и даже остросоциальной) теме. Вряд ли по улицам наших городов стаями носятся Чикатило, Джеки Потрошители и другие странные люди. Безусловно, отношение к молодым геям (точнее квир-персонам) в школе весьма далеко от благожелательного (дети, а особенно подростки вообще довольно бесчувственны к чужим страданиям, что связано с естественным для этого возраста эгоцентризмом, а также с повышенным интересом к половой стороне жизни), но в более взрослой среде активные гомофобы встречаются не так уж часто, в крайнем случае покидаются "пидорами" (правда, интерес к сексуальной стороне "пидорианства" у натуралов не так уж низок), поэтому описания страданий бедных геев, которых унижают и бьют на каждом шагу, тоже можно отнести к разновидности фэнтези. Понятно, есть мазохистические личности, которые этих страданий желают, но мне, лично, читать про них не особо приятно, и это не социальная, а скорее, психологическая тема.

Цитата: Миша Сергеев
...ориентироваться на мнение читателей автор не должен....

Миша, Вы всерьёз полагаете себя свободным от читательского мнения? А для кого тогда Вы пишете?

Цитата: IN Movies

Нет, а почему сразу трагизм? И почему сразу трагедия? Можно же показать конфликт без трагедий и трагизмов. Поставить задачу - описать социальную проблему и то, как я хочу, чтобы она решилась. И пусть работа несет позитив. Возможно, такая подача будет куда более полезной, чем описание ужасов и пыток.

Во-во, и я о том же. Но написать подобное произведение так, чтобы заинтересовать читателя - ой, как непросто. Кто более сильный писатель: Сабатини или Фицджеральд?
+ -
+4
Тиль Тобольский Офлайн 25 декабря 2018 23:34
Для меня социальный аспект произведений из жизни лгбт-сообщества давно уже стал замурзанной и обсосанной со всех сторон темой. Ничего нового не вижу и чаще - все слишком утрировано в рассказах. Подается истероидно и лицемерно.
Если у человека проблемы с социумом, то ориентация уже дело десятое - у него просто проблемы с социумом. Чаще это от покореженной психики. Гей, гот или задрот - он огребает всегда и везде. Ему не помочь со стороны.

Почему сейчас стало мало социально больных произведений?
Читая гей-произведения разных лет и даже столетий, прослеживаются трендовые темы. Как-то самые старые - чаще наслаждение мальчиками, любование юными богами и воспевание их прелестей сладострастными старичками.

Во второй половине 20 века и до начала 21 - тюремная тематика с колоссальной волной вич-инфицированных.

А вот начало 21 века принесла нам сытую и спокойную гей-порно-литературу. Вообще без социальных проблем. Такое было время - нас воспринимали нормально. Гей-пропаганда западной культуры сработала. Плавно пошла волна сильных произведений, лишенных социальной чернухи, наполненные светом.

События начала десятых годов, когда лгбт-сообществом сыграли шахматную партию, уничтожили любое квир-движение в стране, оттолкнула от этой темы очень многих сочувствующих и понимающих нас. И мы не то что бы затаились - просто отшатнулись от этой темы. Зависли, не зная кто прав, а кто виноват. О какие баталии были в сети по этой теме.

Сегодня на коне девушки-слэшеры, пишущие красивые сказки о выдуманных геях с легкими порно-сценами. Сколько проживет этот тренд - узнаем. Просто сменилась литературная эпоха. Время такое...

В данный момент проблемы и в нашей стране и в мире мне лично НЕ позволяет думать о социальных проблемах лгбт. Есть вещи важнее, острее и кошмарнее. А все наши вопли о браках, усыновлении и правах на этом фоне вызывают жалость, как юродивые у церквей.

Цитата: Сергей Греков
...пишущая гей-братия так никогда толком и не объяснит остальной части населения ни каково быть геем в гомофобном обществе...


Все уже сказано и показано, но в нашем маленьком информационном мире отличное работают манипуляции общественным сознанием. В нашей стране мы проиграли пока что.

Завтра будет другой день.