Миша Сергеев

Капелла

+ -
+17
Аннотация
На первый взгляд, события пьесы происходят в Эпоху Возрождения. Но внимательный читатель увидит в ней не только обсуждение вечной темы - отношения Художника и власти, но и сможет в  прототипах исторических персонажей узнать наших современников. Узнать и ужаснуться.
Трагифарс в 2-х частях: сцены из жизни Микеланджело Буонарроти, которых никогда не было)


Действующие лица:
Микеланджело Буонарроти - на сцене не появляется, присутствует только его голос
Папа - на сцене не появляется,присутствует только его голос
Кардинал Медийни, папский историограф
Кардинал Мармотте - Префект папского двора
Скульптор Никитос Брамантер - талантливый, но завистливый главный архитектор столицы, имеет пышные пшеничные усы. Носит на груди большой крест.
Художник Рафаэлло Санцио да Урбино по кличке «Конфетка»- протеже Брамантера. Необычайно красивый молодой человек .
Ученики Микеланджело
Старая проститутка Урина (в женской полицейской форме и в галстуке) - служанка в доме кардинала Медийни.
Молодая проститутка Поклона (в женской полицейской форме и в колготках) - служанка в доме Буонарроти

Голос Микеланджело за кадром
Сегодня вы увидите смешение эпох и стилей, персонажей исторических и вымышленных, страшный суд и страшный быт,рай и ад. Мое время одни называют эпохой возрождения, другие­ эпохой вырождения. Но это не важно-важно не забыть выключить мобильные телефоны, которые могут помешать вашим соседям. Спасибо. Ваш Микеланджело Буонарроти (Гаснет свет в зале. В свете софитов над сценой переливается купол, некоторое время звучит классическая мелодия, переходящая в звонок мобильного телефона. Мелодия резко обрывается, вспыхивает свет, открывается занавес).

ДЕЙСТВИЕ 1

Картина 1.

(На сцене мастерская художника, мольберты опрокинуты,кисти разбросаны, валяются фотообрывки большого формата - части знаменитой фотографии нагого Нуреева работы Ричарда Аведона. На авансцене - два ученика, в глубине сцены Поклона приводит себя в порядок, надевает чулки. Поклона - крупная женщина до 30 лет,черты лица грубые).
1 -й ученик. Ничего не понимаю! Еще позавчера кардиналы были в капелле, смотрели,как идут дела, восхищались. И вдруг ночью врываются...Показывают приказ Великого Инквизитора об аресте ...Хватают учителя ...(Во время произнесения реплики с купола начинает падать золотая фольга, и оказывается, что он сплетен из колючей проволоки).
Поклона (заинтересованно) Учителя арестовали? 1-й ученик. Я имею ввиду, мастера Буонарроти.
Поклона разочарованно продолжает надевать чулки).
2 -й ученик. Его отпустят! Он невиновен! Я верю в закон, в справедливость! Как ты думаешь,а Папа в курсе?
1-й ученик. Несомненно. Он же раньше сам был Великим Инквизитором.Без его санкции гвардейцы прикоснуться к Мастеру не посмели бы. И не посмели бы изуродовать Купол (замечает Урину). Урина! Какая удача! Ты близка к кардиналу Медийни. Может,ты что-нибудь прояснишь? Урина (грубо) Ничего я не проясню! Да и некогда мне, я пришла за Поклоной. Поклона, мерзкая девка! Кричишь о любви к императору, а путаешься с подмастерьями.
1 -й ученик (nодходит к Урине и протягивает ей монету).
Урина (возмущенно) Ты думаешь, если Урина шлюха, то ее можно куnить?! (1-й ученик nодходит к Урине и nротягивает ей еще одну монету).
(Урина nробует монету зубом,говорит недоверчиво)
- Золото?! Не зря Брамантер говорил кардиналу Медийни, что ваш Микеланджело Буонарроти платит ученикам за любовные утехи nапским золотом! Ладно, слушай. Только, никому, иначе, мне крышка. Брамантер был в капелле и увидел фигуру Адама в момент творения. Ему стало
нехорошо от зависти! Он в глубине души признает талант Микеланджело, но ревнует ужасно! А еще он взял с собой на просмотр своего нового фаворита - Рафаэлло, который нетолько безумно хорош собой,но и,по словам Брамантера, бесконечно талантлив. Так вот, Рафаэлло так восхищался работой вашего учителя,что Брамантер ударил его по лицу и выбежал прочь из капеллы.
2 -й ученик Брамантер ударил Конфетку? Вот это да! Урина Откуда ты знаешь,что его кличут Конфеткой?
2-й ученик. Он сам мне сказал. Рафаэлло пришел к нам поздно вечером и просил сообщить Мастеру, что его новый поклонник по кличке Конфетка просит принять его, чтобы лично выразить восхищение. Мастер пригласил его, а потом попросил раздеться - он как раз искал натурщика для изображения фигуры Спасителя. Рафаэлло разделся, и Мастер рисовал его до утра.
Урина (крестясь) Пресвятая Дева! Мало того, что он срисовал голого Адама с какого-то красавца­ танцовщика с персидским разрезом глаз. Так он еще и Спасителя рисует нагим. Но теперь понятно, почему так орал и брызгал слюной Брамантер!"
1-й ученик Поясни!
Урина Брамантер тряс крестом и кричал, что в капелле выступает хор мальчиков Папы. И дети не должны видеть взрослые половые органы в натуральную величину.Он пугал Медийни, что католические активисты соберут в центре столицы многотысячную толпу протестующих, и не один из них не осенит себя крестным знаменем,глядя на нагого Христа. Но, на самом деле, мелочный Брамантер приревновал Конфетку к Микеланджело,и решил свести с ним счеты.
Ученики (вместе) Но как удалось добиться согласия Папы на арест?
Урина Этого я не знаю. Но обязательно докопаюсь. Ждите меня здесь. Поклона, за мной!

Картина 2.

(Во дворце кардинала Медийни. Мармотте и Медийни беседует. Мармотте уверен в себе, сидит в кресле. Медийни nодобострастен,стоит, склонившись)
Мармотте. Итак, Медийни, я, как и обещал, добился согласия Папы на арест Буонарроти. (Медийни кланяется. В этот момент Урина заносит вино. Уходя, прячется, чтобы подслушивать). Медийни Господин Префект! Никто не сомневался в Ваших безграничных возможностях.
Мармотте. Оставим мои возможности, Медийни. Но при дворе неспокойно. И у Микеланджело множество поклонников его таланта. Как Вам известно,я и сам раньше кое-что заказывал у него для своей коллекции скульптур. Вдруг Папа захочет перепроверить Вашу фальшивку о том,что Микеланджело присвоил себе часть денег, отnущенных на мрамор для гробницы?
Медийни Фальшивку? Так Вы знали?!
Мармотте Знал с самого начала. Но поддерживаю Вас совсем по другой причине. Ночью я был в капелле. Вы видели,как Микеланджело изобразил Саваофа и ангелов?
Медийни Да. Специалисты говорят,что это лучшая фреска нашего времени.
Мармотте. Согласен! Микеланджело безусловный гений. Но он позволил себе закодировать в образе Саваофа и ангелов изображение огромного мозга, повторяющего вдеталях строение головного мозга человека!*
Медийни (пораженный) Что Вы говорите?! Мармотте Да, Медийни,да . И что это значит? Медийни (эхом) ".Что это значит?
Мармотте Вы действительно не понимаете?
Медийни (эхом) ".Действительно не понимаю.
Мармотте (в сторону) И этот тупица имеет сан кардинала и степень доктора теологии! О tempoгa, о moгes! (Обращаясь к Медийни). Это значит,что Всевышний не только создал Человека по своему образу и подобию,но наделил его Божественной душой и Божественным разумом.А это, в свою очередь, значит, что Человек мыслит не сам по себе,а по замыслу Творца. А зачем нам с
Вами, уважаемый кардинал Медийни, человек мыслящий?! Ведь мыслящий человек сомневается! Так он может, например, начать сомневаться в доктрине о непогрешимости Папы!
Медийни (крестясь) О, Господи! Спаси и сохрани!
Мармотте Спокойно, Медийни! Вы же не какой-нибудь плохо образованный православный поп, нажившийся на торговле церковным вином. Вы историограф Папы! А,значит,остановить врагов Святого Престола Ваша первейшая обязанность. И моя тоже.Для этих святых целей подойдет любая фальшивка! Но (Мармотте встает с кресла и повышает голос) врать мне я Вам не позволю! Зарубите это себе на носу. Выкладывайте все, как есть!
Медийни (мнется) Дело в том,что Брамантер написал жалобу на Буонарроти. Он обвиняет его в отступлении от канонов веры, разврате и содомии. В изображении непристойности в главном храме страны!!!
Мармотте Старый кляузник. Сам меняет веры, как сношенные галоши. Или он думает,что размер креста компенсирует отрезанную вдетстве крайнюю плоть?! А ведь талантлив был. А потом весь талант ушел на попытки быстрей всех облобызать туфлю Папе! Я помню, как он из зависти пытался оклеветать Леонардо. Что он там писал:« обмазал мальчика пяти лет с ног до головы золотой краской, в том числе и гениталии,(оба смеются), делая из него крылатого Амура, и мальчик после этого задохнулся»! Представляете, Медийни, если наши потомки найдут эти кляузы Брамантера! Какой-нибудь врачеватель возомнит себя великим психоаналитиком и, опираясь,на «исторический» документ,напишет эссе,как да Винчи возжелал собственную мать!**
(оба смеются,Медийни непонимающе, но подобострастно. Урина уходит со сцены)

Картина 3.

(На сцене -те же)
Медийни Урина, еще вина! (Появляются Урина и Поклона).
Урина (обращается к Медийни. В это время Мармотте набрасывает на себя капюшон,стараясь остаться неузнанным) Ваше степенство. Я все сделала, как Вы приказали. Вот она (подталкивает Поклону вперед, та неуклюже кланяется).
Медийни. Подойди,девушк а,не бойся. Как зовут тебя? Поклона. Поклона.
Медийни. Откуда ты? Где родилась? Поклона Я с полуострова .
Медийни С какого? Поклона С Апеннинского .
Медийни Так ты не итальянка?
Мармотте (не снимая капюшон). Итальянка.Такая же, как и мы с вами! Медийни А что ты делаешь в доме Буонарроти?
Поклона Помогаю по дому.Хожу на рынок. Готовлю,убираю, стираю. Веду домовые книги. Урина Спит с подмастерьями ...
Медийни (Урине) У всех свои слабости. (Ласково). Скажи, девушка, ты вела учет покупки красок, мрамора, холстов ...
Поклона Да, Ваше степенство. Я сирота. Урсулинки в монастыре обучили меня грамоте и счету. А Мастер пригласил к себе в дом.Иногда ему нужны натурщицы с грубыми чертами лица и массивным телом.А потом я начала помогать по хозяйству и осталась.
Медийни. И ты сможешь засвидетельствовать перед судом,что твой хозяин присваивал себе часть денег, полученных от Папы?
Поклона. Что Вы! Госnодь с Вами.Хозяин не брал себе ни лиры. Я не могу лжесвидетельствовать! Это -смертный грех! Моя душа будет гореть в аду!
Мармотте (сбрасывает каnюшон) Оставь грешную душу на наше попечение, мы разбираемся в грехах лучше тебя! Подумай о своем грешном теле. О том,что твоей груди коснутся не грубые руки подмастерьев, а нежные раскаленные щипцы nалача. Медийни,подготовьте показания девушки для суда. И найдите еще одного свидетеля .А мне nopa идти.Прощайте.
(В этот момент на сцену вбегает Брамантер. Он едва не сбивает Мармотте с ног).
Медийни (сурово) В чем дело, Брамантер! Вы чуть насмерть не зашибли Его Преосвященство! Брамантер (скорбно) Паnа...умер!
Все замирают. Брамантер рыдает. Занавес закрывается.

ДЕЙСТВИЕ 2

(звучит та же классическая мелодия, что и в nервом действии,только траурно,в миноре) Голос Паnы      Буонарроти, ты слышишь меня?
Голос Микеланджело      Да, Ваше Святейшество.
Голос Паnы.      Я умер, а ты в тюрьме! Sic transit gloria mundi! И ты не доделал мою гробницу,не расnисал до конца капеллу.
Голос Микеланджело      Я доделаю. Люди смертны,искусство вечно.
Голос Паnы.Моя жизнь nрошла впустую. Борьба за власть. За богатство. Ни любви, ни дружбы, ни верности,ни семьи.
Голос Микеланджело: «Живопись ревнива и не терnит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлоnот. Моими детьми будут мои произведения» Голос Папы Ты уже знаешь,что скажешь Всевышнему?
Голос Микеланджело:
В ком тело - пакля, сердце - горстка серы, Состав костей - валежник,сухостой, Душа - скакун, не сдержанный уздой, Порыв - кипуч, желание - без меры,
Ум - слеп и хром и полн ребячьей веры, Хоть мир - капкан и стережёт бедой,
Тот может, встретясь с искоркой простой,
Вдруг молнией сверкнуть с небесной сферы.
Так и в искусстве, свыше вдохновлён, Над естеством художник торжеству ет, Как ни в упор с ним борется оно; Так,если я не глух, не ослеплён
И творческий огонь во мне бушует, - Повинентот, кем сердце зажжено ***

Картина 1.

(Дом Брамантера. В комнате Брамантер и Рафаэлло. Рафаэлло в нижнем белье. Он говорит и одевается)
Рафаэлло (горячо) И что ты скажешь Всевышнему в свой смертный час? Что отрекся от веры отцов и дедов? Что променял Талант на земные блага? Что использовал Священный огонь для подогрева пищи?
Брамантер А кому нужен был ты со своим талантом,пока я тебя не nодобрал на помойке? Или ты думаешь,что смог бы без моей nомощи получить заказ на роспись кабинета будущего Паnы? А ты nлатишь мне черной неблагодарностью и увековечи ваешь на фреске моих врагов -Леонардо и Микеланджело!
Рафаэлло (примирительно) Остынь,Никитос. Ты - главный культуролог столицы. Ты принят при дворе. Я просто хочу запечатлеть наших великих современников. И они тебе никакие не враги! Кстати, что с Микеланджело? Долго он будет сидеть под арестом?
Брамантер Пока не выберут нового Папу.
Рафаэлло При чем здесь новый Папа? Решение об освобождении может принять суд! Брамантер Суд? Ты это серьезно?! А вдруг решение суда новому Папе будет не по душе? Тогда придется собирать других судей для отмены решения старого состава суда. И еще вчера уважаемые люди, немало заплатившие за свои должности, могут сами превратиться в подсудимых.
Рафаэлло И как ты во всем этом разбираешься?! Я до сих пор не научился разговаривать даже с твоим покровителем Медийни. Он совершенно не образован - что-то где-то услышит и с апломбом выдает чужие мысли за свои.Даже его диссертацию писали какие-то монахи...
Брамантер Бедный Медийни! Он так мечтает сохранить должность папского историографа. При этом ему все равно, кто займет папский престол. Хоть сам Сатана!
(В комнате появляется Медийни. Брамантер и Рафаэлло низко кланяются). Медийни. Дорогой Брамантер,я к Вам как к другу, без предупреждения. Брамантер Ну что Вы, Ваше Высокопреосвященство! Для меня это честь.
Медийни Что Вы там говорили о папском престоле и Сатане?
Брамантер (нисколько не смутившись) Я говорил своему юному другу, что никакие происки Сатаны не помешают выбрать на папский престол самого достойного из кандидатов. Разрешите, монсеньор, Вам представить ...
Медийни Я знаком с Вашим Конфеткой, простите, с синьором...
Брамантер Синьор Рафаэлло Санцио да Урбино, с Вашего позволения {Рафаэлло низко кланяется) Медийни Да, да. Я в курсе. Синьор Урбинелло расписывает фресками кабинет будущего Папы. Мы довольны его работой.(Кивает Рафаэлло,тот снова кланяется). Оставьте нас, синьор...Сарбинелло. (Рафаэлло выходит,полуодетый, унося часть одежды с собой)
Дорогой Брамантер! Из капеллы все еще нет никаких новостей.Я в панике. А вдруг новый Папа решит сменить историографа?!
Брамантер. Не стоит беспокоиться,Монсеньор. Кто бы ни стал Папой, он захочет,чтобы эхо о его великих делах услышали потомки, а сплетни о его земных делишках не дошли до современников. Кто в столице может справиться с этой задачей лучше Вас? (Кланяется) А что слышно из капеллы? Мейдини В том то и дело, что ничего. Кардиналы сидят под замком! Мармопе подгреб под себя все дела, ходит довольный и вовсю интригует, чтобы новый Папа не был избран никогда.
Брамантер Да уж! Быть серым кардиналом при любом Папе - это лучше,чем участвовать в этой Сикстинской лотерее! Кстати, Вы слышали о старинной традиции проверять половую принадлежность вновь избранного Папы?****
Медийни Нет!
Брамантер Странно, Вы же вроде бы историк! Ну да ладно. Когда-то в Х веке Папой обманным путем стала женщина. Она забеременела от своего секретаря, и во время Крестного хода у нее начались схватки. Чтобы избежать позора,кардиналы были вынуждены затоптать ее ногами вместе с новорожденным младенцем. С тех пор,в Ватикане хранится специальное кресло с отверстием в центре, в которое сажают вновь избранного Папу. Под сиденье забирается дьякон, чтобы проверить у того наличие мужского естества. При слове "ovum",означавшем «яйцо», подтверждается мужественность папы, и кардиналы-выборщ ики начинают аплодировать. Так, кстати, возникло слово «овация».
Медийни Зачем Вы мне рассказываете эту чушь?
Брамантер Затем,что уважаемый кардинал Мармопе заставил Рафаэлло спроектировать для нового Папы новое кресло, и каждый день сажает на него моего Конфетку,чтобы проверить,как оно работает!
Медийни Ну и что? Как это может нам помочь?
Брамантер Кардинал Мармопе держит за «ovum» моего Конфетку, а мы будем держать его! Вдруг новым Папой изберут не европейца, а человека с варварскими взглядами.Тогда кардинал Мармотте будет заинтересован,чтобы о его «шалостях» никто не узнал! Новый Папа в любом случае не обойдется без услуг кардинала Мармотте,он - без Ваших, а Вы - без моих!
Медийни А вдруг новый Папа будет итальянец? Немец? Испанец?
Брамантер. Тогда найдите для итальянца доказательства, что его предком был Цезарь, для немца
- Карл Великий, а для испанца - король Хлодвиг.
Медийни Спасибо, Брамантер! Вы гениальны, как Макиавелли (уходит). Брамантер (грустно) Лучше бы я был гениален как Леонардо или Микеланджело! (пояляется Рафаэлло)
Рафаэлло И что наше «светило»?
Брамантер Хочет,чтобы ты был вторым свидетелем на процессе против Микеланджело и подтвердил,что он давал тебе для работы куски мрамора,который должен был пойти на строительство гробницы Папы. Поэтому средства из казны были растрачены, а гробница так и не достроена.
Рафаэлло Я не предам Микеланджело!
Брамантер (грубо) А я не буду возражать кардиналу. Или поедешь немедленно назад в свой Мухосранск камни для дорог отесывать.
Рафаэлло Сука! (выбегает)
Брамантер Я тоже тебя люблю, Конфетка! (Потирает довольно руки). Были бы заказчики, а предатели всегда найдутся!
Урина (появляется,кряхтя,из-под кресел) Были бы предатели,а заказчики всегда найдутся. Брамантер И ты тоже права, старая сводня! Что скажешь?
Урина Что мой хозяин Медийни тупеет с каждым днем! Что из Вас получился бы замечательный историограф. И что профессия шлюхи не зависит от пола. И эти две разнополые шлюхи - Поклона и Рафаэлло -стоят друг друга!
Брамантер Ну, мы с тобой тоже не ангелы! Урина И тоже стоим друг друга!
(Уходят,обнявшись)

Картина 2.

Зал заседаний папского суда. Слышен гул стоящей под окнами Дворца правосудия толпы. Входят кардиналы Мармотто и Медийни.
Медийни (подобострастно) Господин Префект. Я слышал,что Вы устраиваете вечером большой прием в Капелле? Послы, бизнесмены...Возможно ли это, пока мы судим Микеланджело?
Мармотто.Все возможно,мой дорогой,все возможно!
Медийни Но не возмутит ли иностранных послов тот факт, что мы судим Гения из-за 1<акого-то куска мрамора?
Мармотто Дорогой Медийни. Я знал одного русского камер-юнкера, которого тоже считали гением,что-то вроде нашего Бокаччо. Так вот,он то ругал царя, то брал у него деньги на погашение своих карточных долгов. По итогу так утомил всех своей болтовней и эпиграммами, что
ему подослали профессионального убийцу и пристрелили на дуэли. Понимаете, пристрелили своего Гения. А мы своего всего-лишь судим.
(в сторону) Тем более, скульптуры невинно страдающего Гения резко возросли в цене. Но мы заболтались, пора начинать.
(Звон разбитого стекла.На сцену влетает камень, завернутый в бумагу)
Медийни поднимает камень,снимает бумагу, пытается читать.
Мармотто Что Вы там читаете так долго,Медийни? Вы не обучены грамоте? Дайте. (Берет бумагу, быстро пробегает глазами,комкает и выбрасывает).
Медийни Что там написано, господин Префект?
Мармотто Ерунда. Мусор. Письмо в подцерж ку Микеланджело. Хотя ... Смотрите, кто его подписал: Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио...Это похоже на заговор! Сохраните письмо на всякий случай. И давайте начинать
(Мармопо Садится. Медийни прячет письмо, поворачивает голову к заднику,достает из кармана лист начинает читать,запинаясь, с листа)
Медийни Микеланджело ди Лод6вико ди Леонардо ди Буонаррбти! Признаете ли Вы себя виновным в присвоении бюджетных средств,срыве госзаказа по строительству гробницы и хищении мрамора?
Голос Микеланджело      Нет.
Медийни (в сторону) Пригласите свидетельницу Поклону Поклона (входит и кланяется) К вашим услугам,Монсеньоры. Медийни Назовите себя
Поклона Поклона де Луко де Флорентина. Медийни. Кто Ваши родители?
Поклона Я сирота, Монсеньор.
Медийни Вы служили в доме синьора Буонарроти домоправительни цей? Поклона Я бы так не сказала
Медийни Но Вы были в курсе всех дел в доме,вели учет продуктов и материалов? Поклона Да,Монсеньор. Это так.
Медийни У мастера Буонарроти водились денежки?
Поклона Мой господин много работал, но не был богатым. Жили мы обеспеченно. Медийни А куда он их тратил, кроме бытовых нужд?
Поклона На учеников. На натурщиков.
Медийни (в сторону) Запишите: Со слов домоправительницы стало известно,что у Микеланджело водились лишние деньги, которыми он щедро оплачивал разнообразные услуги учеников и натурщиков.
Поклона Я не это хотела сказать!
Мармопо Спасибо, синьорипа, вы свободны!
(Растеряная Поклона делает несколько шагов. Урина хватает ее за руку итащит за собой в кулису)
Медийни Художник Рафаэлло Санцио да Урбино (Входит Конфетка) Вы были учеником Микеланджело?
Рафаэлло Нет, Монсеньор. Я был учеником мастера Брамантера. Медийни Но Вы брали уроки у Микеланджело?
Рафаэлло Да,Монсеньор. Мастер Буонарроти несколько раз показывал мне,как нужно правильно распускать мрамор, как работать с материалом.
Медийни Вы платили ему за уроки?
Рафаэлло Да, Монсеньор. Только однажды он не взял плату, а попросил меня поработать натурщиком.
Медийни Вы обнажались в мастерской Буонарроти? Рафаэлло Да, Монсеньор.
Медийни (в сторону) Запишите: Художник Рафаэлло показал, что Буонарроти использовал мрамор, купленный за бюджетные средства для папской гробницы, по своему усмотрению, продавая его за наличные или обменивая на низкопробные услуги.
Рафаэлло Позвольте, Монсеньор... Мармопо Вы свободны!
Рафаэлло Ваше Преосвященство ...
Мармопо Или вы не дорожите своей свободой?! (Рафаэлло кланяется и уходит)
Мармопо Микеланджело Буонарротти . Как видите,Ваша вина доказана! Вам грозит смертная казнь.Но если Вы публично покаетесь и признаете свою вину, казнь может быть заменена изгнанием и запретом на профессию. Итак, подумайте хорошо,прежде чем ответить - Вы признаете свою вину?
Голос Микеланджело      Нет.
Мармотто Пригласите последнего свидетеля.
Медийни Свидетель Никитос бер Хаим бер Ицхак...Но это не важно...Свидетель Брамантер ! Брамантер Я здесь,Монсеньор!
Медийни От имени Папской Курии Вам было поручено возглавить комиссию по оценке запасов мрамора для строительства гробницы недавно усопшего Папы. Каковы итоги работы комиссии? Брамантер Комиссией подготовлен полный подробный отчет.По нашему мнению, за последние три года...
Медийни Покажите отчет!
(Брамантер передает отчет Медийни.Тот, не глядя,шепчет Брамантеру) Медийни Какие новости из Капеллы? Избрали?
Брамантер Увы, нет. Опять из трубы пошел черный дым*****. (На сцену и в зал начинает идти черный дым).
Медийни (кашляя} По мнению комиссии, заказанный за последние три года мрамор еще не весь поступил от поставщиков в столицу. Поэтому, суд по делу о хищениях Буонарроти... переносится. Мармотто На этом и порешим. Аминь.
(Все хором) Аминь!

Картина 3.

(На авансцене стоят ученики Микеланджело).
1 -й ученик. Уму непостижимо .Мастер все еще в тюрьме! Утром Мармотто его судит,а вечером называет гением и гордостью Рима. В стране траур, выборы, а он устроил премьеру - пригласил в Капеллу послов,сенаторов, банкиров идаже какого-то знатного оленевода с Аляски. Все в восхищении. Рим только и говорит о Капелле, все мечтают посмотреть.Да что Рим! Посол Руссии сказал, что об этом вся Москва говорит!
2 -й ученик. И что тебя удивляет? Мармотто вложил деньги в работы Мастера. Поэтому и тянет с приговором суда и выборами,пытается подороже их сбыть.Ты же видел Мадонну, которую он заказал ко Дню рождения покойного Папы, но не подарил?
1 -й ученик. Конечно, видел. Это шедевр. Но после кляузы Браманте кардинал не рискнул дарить Папе скульптуру,где младенец Иисус голый.
2 -й ученик. Так вот, Мармотто топал ногами, ругал Мастера, требовал эскизы, кричал об оскорблении веры, убивался, что разорен! А сейчас продал скульптуру в Брюгге***** за (шепчет на ухо).
1 -й ученик .{Пораженно} Не может быть! Зачем ему столько денег?
2 -й ученик. Он собирает кукол, потом выгодно продает их по всему миру.
1 -й ученик. Великий преобразователь: из людей делает кукол, из кукол -золото ...
2 -й ученик.{Продолжая} Из выборов -шоу,из суда - фарс...Пока он забавляется - наш Мастер сидит!
1 -й ученик. И пусть посидит. Не нужно было заигрывать с властями,якшаться с Мармотто,брать деньги у Папы!
2 -й ученик. А как же жить?
1 -й ученик Жить скромно. Оставаться художником.
2 -й ученик Ты прав! Но все ошибаются! Все-таки,жаль Мастера. Он гений. Пройдут века, сменятся поколения, забудутся имена пап... Какая разница, кто нами правит сегодня -Лев, Пий...Их имена исчезнут. Купол Мастера будет парить над миром,его фресками будут восхищаться! Проклятая страна, где все создается не благодаря, а вопреки!
1 -й ученик А кто говорил (передразнивает}: «Я верю в закон, в справедливость!» Закон, справедливость ...Чушь! В стране, которая с нетерпением смотрит на трубу, есть только один закон-закон трубы! И только одна вера - в Папу!
2 -й ученик. Какой ужас! Пойдет ли в этой стране из трубы когда-нибудь светлый дым? 1-й ученик Надеюсь.Но для этого должен смениться еще не один Папа!
(Ученики поднимают головы вверх. На них опускается купол,.и они оба оказываются как бы за колючей проволокой}.
Голос Микеланджело
Здесь делают из чаш мечи и шлемы
И кровь Христову продают на вес;
На щит здесь терн, на копья крест исчез, - Уста ж Христовы терпеливо немы.
Пусть Он не сходит в наши Вифлеемы Иль снова брызнет кровью до небес, Затем,что душегубам Рим - что лес, И милосердье держим на замке мы.
Мне не грозят роскошества обузы, Ведь для меня давно уж нет здесь дел;
Я Мантии страшусь,как Мавр - Медузы;
Но если Бедность славой Бог одел, Какие ж нам тогда готовит узы
Под знаменем иным иной удел?***
Занавес закрывается .Звучит песня С.Никитина на стихи А.Кушнера «Времена не выбирают...». На заднике идут слайды: работы Микеланджело вперемешку со сценами из спектаклей Кирилла Серебренникова в Гоголь-Центре

Комментарии для вдумчивого читателя
*В 1990 году врач Франк Мешбергер (Fraпk Meshberger) опубликовал статью в журнале American Medical Association, посвященную расшифровке изображений Микеланджело с ошеломляющим признанием того, что изображение Бога в центральной части фрески на потолке,где приведена прекрасная анатомическая иллюстрация человеческого мозга в разрезе. Мешбергер предполагает,что Микеланджело изобразил зашифрованное изображение человеческого мозга с целью сказать нам,что Бог наделил Адама нетолько жизнь, но и высшим человеческим интеллектом
** «Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи» - опубликованный Зигмундом Фрейдом в 1910 году очерк о Леонардо да Винчи. Содержит попытку психоанализа художника на основе рассмотрения его картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». Согласно интерпретации Фрейда, в этой работе отражены детские воспоминания Леонардо о его матери, крестьянке Катерине,с которой он был разлучён в раннем возрасте.
*** В пьесе используются подлинные сонеты Микеланджело Буонарр6ти в переводе А.М. Эфроса
**** С XIдо XVI века действительно существовал ритуал проверки половой принадлежности вновь избранного папы. Использовалось специальное кресло с отверстием в центре, которое сейчас хранится в одном из римских музеев.
***** Выборы нового папы производятся закрытым голосованием дважды в день. Конклав кардиналов-выборщиков собирается по традиции в Сикстинской капелле, и капеллу до избрания нового папы закрывают,лишая кардиналов общения с внешним миром. Капеллу открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового папы оповещают белым дымом из печной трубы над Сикстинской капеллой (иначе дым чёрный).
*****В 1514 году скульптура «"Мадонна с младенцем" была помещена в капелле Святого Причастия церкви Богоматери в Брюгге, где и находится в настоящее время.
Первоначально она была одной из скульптур, заказанных кардиналом Франческа Пикколомини для своей часовни в Сиене. В процессе работы между Мастером и заказчиком возникли разногласия. Кардинал хотел сначала получить эскиз работы, чтобы быль уверенным в том,что скульптура не будет демонстрировать никаких вольностей в композиции и обнаженной натуры. Микеланджело же, предпочел последовать своему внутреннему видению и изваял маленького Иисуса обнаженным.Владельцем скульптуры стал влиятельный купец из Брюгге Ян де Мускрон, который и передал шедевр в дар церкви Богоматери.

Форма добавления комментария

автору будет приятно узнать мнение о его публикации.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

4 комментария

+ -
+3
Константин Norfolk Онлайн 20 декабря 2018 09:38
Преломление действительности. Мне кажется из этой пьесы получился бы забавный спектакль. Во всяком случае, я пока читал не столько читал, сколько представлял как бы это выглядело на сцене. Так что трагифарс от Миши Сергеева мне показался очень увлекательным.
--------------------
хороший рассказ должен заканчиваться раньше чем интерес к нему...
+ -
+2
Аделоида Кондратьевна Офлайн 21 декабря 2018 02:39
Просто отлично! Остро, зло и очень ко времени.
Спасибо огромное автору!
+ -
+3
Ричард Офлайн 21 декабря 2018 09:33
читать вначале трудновато, но потом привыкаешь.
хорошо. просто хорошо написано.
и такой спектакль никто не поставит.
+ -
+2
Константин Norfolk Онлайн 21 декабря 2018 10:10
Ну, может быть не большие театры, а маленькие, где зал всего лишь на пару-тройку десятков человек, могли бы такое поставить. В Москве есть театр Виктюка. В своё время там любили эпатировать зрителя. Интересно, насколько любят сейчас. :)
--------------------
хороший рассказ должен заканчиваться раньше чем интерес к нему...