T. Damir

Контртенор

+ -
+24
Мужчины, поющие высокими голосами, всегда вызывали у слушателей неоднозначную реакцию.

      Бытует мнение, что контртеноры — певцы с женскими голосами, хотя ни петь, ни разговаривать женским голосом мужчина не может по определению. Контртеноров путают с певцами-кастратами, объясняют, что высокий голос обусловлен развитием мужского голосового аппарата по женскому типу, что это «каприз природы», редкая аномалия ect.
      На самом деле голосовой аппарат подавляющего большинства контртеноров благополучно мутировал в период полового созревания, и их певческие голоса являются результатом развития природного потенциала верхнего голосового регистра.

      Так что это за голос?

      Контртенор — академический вокалист, специализирующийся на исполнении альтовых и\или сопрановых партий; самый высокий мужской голос, которым можно обладать без вмешательства хирургического скальпеля.

      В полифонической музыке XIV–XVI веков контртенором называлась побочная вокальная партия, добавленная к двум основным партиям — тенору и дисканту, в том же диапазоне, что и партия тенора.
      В XVI веке перед началом расцвета в Италии культа певцов-кастратов в знаменитой Сикстинской капелле пели испанские фальцетисты — взрослые певчие, исполнявшие альтовые и сопрановые партии.
      В XVII веке фальцетисты пели в Германии и в Англии. Во Франции в это время был чрезвычайно популярен так называемый «от-контр» (haute-contré) — голос, который можно охарактеризовать как высокий тенор с фальцетным верхом.

      Знаменитый английский контртенор Альфред Деллер, возродивший традицию контртенорового пения в XX веке, заметил, что зачастую у певцов, которые хотели бы научиться петь контртенором, нет к этому способностей, а те, у кого эти способности есть, не хотят их развивать, считая такую манеру пения женоподобной.
      Кроме того, на сегодняшний день контртеноры профессионально востребованы в гораздо меньшей степени, чем обладатели более традиционных мужских голосов.

      С возрождением интереса к музыке барокко с исторически достоверным исполнением, с использованием музыкальных инструментов и приемов соответствующих эпохе, появился интерес к исполнению сопрановых и альтовых партий контртенорами. Благодаря этому слушателям открылась новая грань оперного искусства, а мужчины вновь запели подобно соловьям, но на этот раз без невосполнимых жертв.

      Гендель, Бах, Монтеверди, Глюк, Вивальди, Моцарт и менее известные или забытые сейчас Порпора, Росси; более близкие к нам по времени Бриттен, Маттус, Эринг — далеко неполный перечень авторов в репертуаре контртеноров.
      Кроме этого контртеноры всё чаще поют мужские оперные партии, до сих исполнявшихся женщинами.

      Зачастую искусственному голосу не хватает глубины и полноты естественных голосов, они теряются за плотным звучанием оркестра. Может быть, есть исключения из правил, а, может быть и нет.
      Послушайте, как звучат всего несколько популярных контртеноров. И судите сами.

      Филипп Жарусски, Luigi Rossi «L’Orfeo»
      Музыкальное сопровождение абсолютно аутентичное.
      Филипп по образованию скрипач, окончил отделение старинной музыки Парижской консерватории, петь начал неожиданно и с большим успехом. Специализируется по музыке барокко.

      Раду Мариан, Handel «Lascia Ch’io Pianga»
      Из артистической семьи. Учился в Кишинёве, Бухаресте, потом — в Римской музыкальной капелле Св. Джакомо, исполнил полное собрание опер Джакомо Кариссими. Про этого певца говорят, что он сохранил свой мальчишеский голос практически неизменённым. Похоже, что так.

      Андреас Шолль, Handel «Ombra mai fu»
      Из музыкальной семьи, пел с детства. Так же получил диплом по старинной музыке и специализируется в музыке барокко. Контртенор и баритон. Вот это поворот!

      Якуб Йозеф Орлинский, Vivaldi «Vedro con mio diletto»
      Польский оперный певец. Сын художницы Чеховской-Орлинской. Учился в художественной школе, вокальную карьеру начал в ансамбле «Gregorianum», выпускник Музыкального университета имени Фредерика Шопена в Варшаве. Выступает с барочными постановками с разными коллективами и в разных странах. Кроме того танцует брейк, снимается в рекламе, и вообще занят по самое горло и почти знаменит.

      Франко Фаджоли, Mozart «Voi che sapete»
      Как раз тот случай когда контртенор поёт партию, которую традиционно пели женщины.
      Фаджоли — аргентинский контртенор, специализируется в оперном и камерном репертуаре эпохи барокко, с успехом исполняет музыку композиторов XX века для контратенора. Учился по классу фортепиано, занимался вокалом в Instituto Superior De Arte при Театре Колон в Буэнос-Айресе. Успешно гастролирует по всему миру. Обладатель голоса диапазоном в три октавы.

      И, наконец, знаменитый Альфред Деллер, Thomas Campion «Shall I Come, Sweet Love, to Thee»
      Для меня этот голос звучит определённо, как искусственно поставленный.

      Сложно показать всех не менее известных исполнителей-контртеноров, в том числе и Российских. Это и Эрик Курмангалиев, и Артём Крутько, Юлий Котов и солист Большого театра Владимир Магомадов.

      В любом случае контртенор — явление небезынтересное.

P.S. Когда этот материал был выставлен на одном окололитературном сайте, среди прочих комментариев я получил и такой: «это музыка геев, им просто нравится, когда мужики поют женскими голосами и ведут себя, как женщины, вот они и продвигают такое». Бедный Гендель, а он-то и не знал!
Порой невежественность поражает, обескураживает, смешит, спорить с дремучим человеком нет желания. Но всё-таки хотелось рассказать об этом уникальном явлении. Потому что настоящий контртенор голос редкий, сложный, необычный, он разительно отличается от попыток петь «как женщина». Интересно узнать, что об этом думают люди)

Форма добавления комментария

автору будет приятно узнать мнение о его публикации.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

8 комментариев

+ -
+5
Amadeo Aldegaski Онлайн 26 января 2019 12:30
Орлинский, конечно, хорош))) и поёт неплохо. Как то по-мужики. Я ещё помню Эрика Курмангалиева. Вообще, эти голоса меня всегда завораживали.
+ -
+3
T. Damir Офлайн 27 января 2019 00:07
Цитата: Amadeo Aldegaski
Орлинский, конечно, хорош))) и поёт неплохо. Как то по-мужики. Я ещё помню Эрика Курмангалиева. Вообще, эти голоса меня всегда завораживали.


Фаджоли очень интересный актёр и певец и голос мощнее и сильнее Орлинского)

Но Орлинским восхищаются гораздо больше))) Юзек крупный, высокий и смазливый)

Аргентинец же весьма харизматичен, несмотря на отсутствие шевелюры, а когда был ещё с ней, темными глазищами завораживал, да и сложён очень недурно) Мимика экспрессивная немного смешит)
--------------------
Capitaine Évident*
+ -
+3
Владимир Офлайн 27 января 2019 00:32
Цитата: T.Damir

Потому что настоящий контртенор голос редкий, сложный, необычный, он разительно отличается от попыток петь «как женщина».

Не согласен. Многие контртенора поют именно как женщины, только мягче. Я не имею в виду Франко Фаджоли - у него голос хоть и высокий, но отнюдь не женский. Кстати, поэтому его исполнение Керубино было некерубинским. Многие же другие поют именно что женскими (иногда звонкими, иногда сипловатыми голосами). Этим они отличаются от теноров-альтино - чрезвычайно высоких МУЖСКИХ голосов, хотя, конечно, последние не возьмут столь высокие ноты как опертый фальцет.
Отношение к контртенорам у меня сложное. С одной стороны - да, это попытка возрождения искусства пения кастратов, и есть певцы, достигшие в этом потрясающих успехов. С другой стороны - слушаешь иного певца, не видя его - женщина поет, только мягче и как бы не очень уверенно. И думаешь - а на фига? Есть же великолепные пофессиональные вокалистки. Послушайте, кстати, как поет "Voi che sapete" Мария Юинг (Maria Ewing)
https://youtube.com/watch?v=Q-e0fHUoKD8
и сравните, кто выразительней.
+ -
+3
T. Damir Офлайн 27 января 2019 02:53
Цитата: Владимир
Цитата: T.Damir

Потому что настоящий контртенор голос редкий, сложный, необычный, он разительно отличается от попыток петь «как женщина».

Не согласен. Многие контртенора поют именно как женщины, только мягче. Я не имею в виду Франко Фаджоли - у него голос хоть и высокий, но отнюдь не женский. Кстати, поэтому его исполнение Керубино было некерубинским. Многие же другие поют именно что женскими (иногда звонкими, иногда сипловатыми голосами). Этим они отличаются от теноров-альтино - чрезвычайно высоких МУЖСКИХ голосов, хотя, конечно, последние не возьмут столь высокие ноты как опертый фальцет.
Отношение к контртенорам у меня сложное. С одной стороны - да, это попытка возрождения искусства пения кастратов, и есть певцы, достигшие в этом потрясающих успехов. С другой стороны - слушаешь иного певца, не видя его - женщина поет, только мягче и как бы не очень уверенно. И думаешь - а на фига? Есть же великолепные пофессиональные вокалистки. Послушайте, кстати, как поет "Voi che sapete" Мария Юинг (Maria Ewing)
https://youtube.com/watch?v=Q-e0fHUoKD8
и сравните, кто выразительней.

То, о чём Вы говорите - фальцетное пение, это не контртеноровое пение, а нелепые попытки спеть "женским голосом". Есть довольно популярный в России певец - Олег Безинских, которого провозглашают контртенором, но он самый настоящий фальцетист - слышны натужность и сдавленность высокого регистра, это худшее, что может представляться в качестве контртенора, это профанация.

Maria Ewing чудесно поёт))) Но никакая женщина не может быть Керубино - мальчиком, почти юношей, способным не только на пение, но и любовную игру)
Сколько ни смотри, ни слушай певиц с потрясающими голосами и актерским мастерством, ни одна из них не Керубино, не Ксеркс, не Лель и не Орфей. Не верю я в их влюблённость и тем более в любовь к графине, Снегурочке, Эвиридике.
Каждому своё.
--------------------
Capitaine Évident*
+ -
+2
Владимир Офлайн 27 января 2019 11:02
Цитата: T.Damir
Maria Ewing чудесно поёт))) Но никакая женщина не может быть Керубино - мальчиком, почти юношей, способным не только на пение, но и любовную игру)
Сколько ни смотри, ни слушай певиц с потрясающими голосами и актерским мастерством, ни одна из них не Керубино, не Ксеркс, не Лель и не Орфей. Не верю я в их влюблённость и тем более в любовь к графине, Снегурочке, Эвиридике.
Каждому своё.

То есть, Вы хотите сказать, что Фаджоли справился с партией Керубино? Его исполнение небезынтересно, но оперное искусство символично, и мальчик символизируется чистым, звонким, безвибратным или слабо тремолирующим голосом. А что мы видим здесь?..
Все-таки контртенора - голоса не страстные, поскольку искусственные, и любовная лирика - не их стезя. Барочная музыка - да: она искусственна, прихотлива, сложна в рисунке - голос может показать технику во всей красе.
+ -
+5
T. Damir Офлайн 27 января 2019 13:37
Цитата: Владимир
Цитата: T.Damir
Maria Ewing чудесно поёт))) Но никакая женщина не может быть Керубино - мальчиком, почти юношей, способным не только на пение, но и любовную игру)
Сколько ни смотри, ни слушай певиц с потрясающими голосами и актерским мастерством, ни одна из них не Керубино, не Ксеркс, не Лель и не Орфей. Не верю я в их влюблённость и тем более в любовь к графине, Снегурочке, Эвиридике.
Каждому своё.

То есть, Вы хотите сказать, что Фаджоли справился с партией Керубино? Его исполнение небезынтересно, но оперное искусство символично, и мальчик символизируется чистым, звонким, безвибратным или слабо тремолирующим голосом. А что мы видим здесь?..
Все-таки контртенора - голоса не страстные, поскольку искусственные, и любовная лирика - не их стезя. Барочная музыка - да: она искусственна, прихотлива, сложна в рисунке - голос может показать технику во всей красе.


Фаджоли справился очень даже) И Керубино не малыш, его в армию отправляют , если помните. К возрасту Керубино голос южанина уже проходит мутацию и нет в нем ни тремоло, ни детской тонкости и хрупкости. Это уже достаточно взрослый мальчик) Он к Сюзане пристает вполне по-мужски)
Настоящий контртенор всё-таки редок, поэтому настоящий контртенор и страстен и приятен для слуха. Но соглашусь с Вами в том, что перепеть женщину им не дано. Наверняка Вы слышали Бартоли, она поет барочную музыку так, что дух захватывает. Или Штуцман с ее контральто. Или Сара Мингардо, такая нелепая внешне и так божественно
звучащая)
Что о барочной музыке, то предпочитаю Генделя, а не Порпору и не Луццаски. Но о Генделе другой разговор) И если его музыка для Вас тоже прихотлива, искусственна и безэмоциональна, то я не в силах ничего сделать.
--------------------
Capitaine Évident*
+ -
+3
Сергей Греков Офлайн 4 февраля 2019 10:29
Голоса тех контр теноров, что мне довелось слышать, показались мне изысканными ювелирными украшениями, особенно в сочетании с барочной музыкой. Не думаю, чтобы от этих голосов надо было бы потребовать изображения типа "Родина-мать зовет!"))
Что же касается тех, кто тащит в искусство свою неандертальскую гомофобию, то с дураков чего взять-то?)
+ -
+3
T. Damir Офлайн 4 февраля 2019 11:39
Цитата: Сергей Греков
Голоса тех контр теноров, что мне довелось слышать, показались мне изысканными ювелирными украшениями, особенно в сочетании с барочной музыкой. Не думаю, чтобы от этих голосов надо было бы потребовать изображения типа "Родина-мать зовет!"))
Что же касается тех, кто тащит в искусство свою неандертальскую гомофобию, то с дураков чего взять-то?)


Не представляете, как это для меня прозвучало.
Всё-таки Вы правы, нельзя бисквитными статуэтками Фальконе забивать гвозди. При этом необходимость строительных, плотницких, столярных и сапожных работ никто не отрицает и не принижает. Просто надо использовать всё по назначению.
Спасибо.
--------------------
Capitaine Évident*